Балансировка роторов

О балансировке роторов

Балансировка ротора, проводимая на стадии изготовления  машин, обычно обеспечивает получение приемлемых уровней вибрации машины в процессе  ее эксплуатации, если отсутствуют другие источники вибрации помимо дисбаланса.

Иногда при вводе в эксплуатацию  машины  требуется дополнительная балансировка и более того  в процессе эксплуатации машины время от времени, а то  и достаточно часто, может появиться  необходимость устранения дисбаланса.

Причиной повышенной вибрации машины при вводе в эксплуатацию  может быть неправильно проведенная балансировка ротора или погрешности в его сборке. Сможет оказаться и так, что причиной чрезмерной вибрации собранной машины  является ее повышенная чувствительность к небольшим остаточным дисбалансам, значения которых укладываются  в обычные пределы допусков

Чувствительность  машины к дисбалансу  может изменяться в процессе ее работы . Это зависит от  конструктивных особенностей машины, в том числе от свойств ее опоры и фундамента. Указанные свойства могут изменяться со временем в результате действия процессов износа и образования трещин. Модальные характеристики некоторых тепловых машин, особенно снабженные подшипниками скольжения, изменяются  в зависимости от эксплуатационных параметров ( давление и температура пара, температура масла и пр.) Для электрических машин на характер вибрации оказывают влияние другие параметры, например значение силы тока возбуждения.

При обнаружении повышенной вибрации ее устранение зачастую состоит в проведении балансировки на месте эксплуатации. Если удается устранить вибрацию   с помощью относительно небольших корректирующих масс и  это свидетельствует о высокой чувствительности машины к дисбалансу. Такое может быть в случаях, когда рабочая  скорость машины  близка к критической или в случае низкого демпфирования  в системе « ротор-опора»

Машина с высокой чувствительностью к дисбалансу обладает к тому же  и повышенной подверженностью изменения дисбаланса и такая машина требует частого проведения балансировки на месте ее установки. Причиной   измерения дисбаланса могут быть – износ  элементов машины, изменения температуры , массы, жесткости и демпфирующих свойств машины в процессе ее работы.

Методы определения  чувствительности машин к дисбалансу, а также  оценка степени близости рабочей скорости вращения ротора машины к критической скорости вращения  устанавливается  международным стандартом  ISO 21940-31:2013 Mechanicalvibration. Rotor balancing. Part 31. Susceptibility  аnd sensitivity of machines to unbalance.