Балансировка ротора, проводимая на стадии изготовления машин, обычно обеспечивает получение приемлемых уровней вибрации машины в процессе ее эксплуатации, если отсутствуют другие источники вибрации помимо дисбаланса.
Иногда при вводе в эксплуатацию машины требуется дополнительная балансировка и более того в процессе эксплуатации машины время от времени, а то и достаточно часто, может появиться необходимость устранения дисбаланса.
Причиной повышенной вибрации машины при вводе в эксплуатацию может быть неправильно проведенная балансировка ротора или погрешности в его сборке. Сможет оказаться и так, что причиной чрезмерной вибрации собранной машины является ее повышенная чувствительность к небольшим остаточным дисбалансам, значения которых укладываются в обычные пределы допусков
Чувствительность машины к дисбалансу может изменяться в процессе ее работы . Это зависит от конструктивных особенностей машины, в том числе от свойств ее опоры и фундамента. Указанные свойства могут изменяться со временем в результате действия процессов износа и образования трещин. Модальные характеристики некоторых тепловых машин, особенно снабженные подшипниками скольжения, изменяются в зависимости от эксплуатационных параметров ( давление и температура пара, температура масла и пр.) Для электрических машин на характер вибрации оказывают влияние другие параметры, например значение силы тока возбуждения.
При обнаружении повышенной вибрации ее устранение зачастую состоит в проведении балансировки на месте эксплуатации. Если удается устранить вибрацию с помощью относительно небольших корректирующих масс и это свидетельствует о высокой чувствительности машины к дисбалансу. Такое может быть в случаях, когда рабочая скорость машины близка к критической или в случае низкого демпфирования в системе « ротор-опора»
Машина с высокой чувствительностью к дисбалансу обладает к тому же и повышенной подверженностью изменения дисбаланса и такая машина требует частого проведения балансировки на месте ее установки. Причиной измерения дисбаланса могут быть – износ элементов машины, изменения температуры , массы, жесткости и демпфирующих свойств машины в процессе ее работы.
Методы определения чувствительности машин к дисбалансу, а также оценка степени близости рабочей скорости вращения ротора машины к критической скорости вращения устанавливается международным стандартом ISO 21940-31:2013 Mechanicalvibration. Rotor balancing. Part 31. Susceptibility аnd sensitivity of machines to unbalance.